Норматив времени приема врача

Новые нормы времени приема врача

К сожалению, приказ Минздрава России от 02.06.2015 No 290н, определивший нормы времени на прием пациентов у врачей некоторых специальностей, грешит неопределенностью терминологии и формулировок. Следствием этого могут стать разночтения в некоторых пунктах недавно вышедшего приказа.

Так, п. 1 Приказа Минздрава No 290н сообщает, что типовые стандарты и нормы времени приема врача могут быть применены как при медпомощи в амбулаториях, так и при посещении потенциальных пациентов врачом непосредственно на дому.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Это можно трактовать и как то, что речь идет о конкретных нормах времени на прием пациентов врачами непосредственно в клинике либо на дому и как усредненные нормы приема пациентов врачами где бы то ни было.

Но между тем нормы времени на прием пациентов врачами при “домашних” посещениях обычно вдвое-втрое больше нормативов затрачиваемого времени на посещение больного в клинике. Здесь играет роль и уровень расселения жителей, и время, которое приходится тратить на передвижение по участку, и размер участка, даже то, есть ли в подъездах домов пациентов лифты и т.п. Из-за этого вряд ли можно однозначно утверждать, что эти показатели необходимого времени могут быть аналогичными друг другу.

Но нормы времени приема пациентов врачами – это средние цифры между временными затратами на приход к пациентам в клинике и приход к больному на дому. И в каждом случае придется проводить разделение этих норм в зависимости от дифференциации типов посещений потенциальных больных по месту, где оказывалась медпомощь, дома у больного или же в клинике. В зависимости от результатов средние показатели норм времени, определенных для визитов к больным, будут меняться.

Вывод – пункты этого недавно принятого документа явно нуждаются в детализации и уточнении. Вероятно, в приказе Минздрава все же говорится о нормах времени на прием пациентов врачами непосредственно в клинике. Но тогда в приказе Минздрава обязательно должно быть и определение необходимого нормативного количества времени на “домашнее” посещение.

Кроме того, необходимо определить, каким образом эти стандарты времени должны будут действовать и как при необходимости они будут меняться. Уточнения требует и вопрос о нормах времени приема пациентов врачами, который проходит сугубо с профилактической целью. Причем условия применения этих стандартов не определяются в приказе, там сказано лишь – 60-70% от норм используемого времени, связанного с посещением одним пациентом медицинского специалиста в связи с заболеванием. Однако запись на каждый прием потенциального пациента к врачу производится вне связи с целью его посещения.

Таким образом, если посещение еще не заболевшего пациента сугубо с профилактической целью проходит на обычном посещении у принимающего его врача, то и стандартные нормы приема пациентов врачами нельзя точно дифференцировать по цели состоявшегося посещения — было ли оно из-за наступления болезни у пациента или осуществлялось с целью профилактики наступления заболевания.

!

Если вы хотите повысить эффективность вашей клиники и увеличить ваш доход, то скорее попробуйте

программу для управления частной клиникой

от «Клиникон». С ее помощью вы автоматизируете большинство рутинных процессов, освободите больше времени вашим сотрудникам и увеличите прибыльность вашего бизнеса. Нам доверяют более 2500 салонов красоты по всей России

!

Нормы времени приема врачей-специалистов – ожидание и реальность

Если мы будем ориентироваться на данные хронометража, стандартные затраты времени на работу с оформлением и анализом медицинской документации, которые прогнозирует приказ, совпадают с реальностью только лишь у врачей-педиатров. Например, у терапевта затраты времени на работу с оформлением и анализом данных о пациентах и прочей медицинской документации составляют около 40%, у семейного врача — еще на 3% больше. Уложиться в заданные нормы времени приема врачей-специалистов оказывается весьма проблематично.

При распределении затрат времени, необходимого на работу по оформлению и анализу медицинской документации в соответствии со стандартами в приказе, по факту мы сталкиваемся с резким уменьшением объемов собираемых статсведений. В дальнейшем это чревато недополучением статистики, на которой основываются важные медисследования.

В приказе упомянуты коэффициенты корректировки, которые более применимы к стандартам и планам по числу посещений пациентов, но не усредненным нормам времени приема врачей-специалистов с учетом каждого посещения. Крайне сложно представить, что в медицинских клиниках будут менять целые отраслевые стандарты норм времени приема врачей-специалистов на каких-то одну-две минуты. Для правок такого порядка все же целесообразно использовать гораздо более весомые цифры.

Например, если сложить все приведенные поправки, то в сумме они составят всего 0,15, т. е., только каких-то две-три минуты. В таблице No1 сопоставлены принятые ранее, действовавшие до введения приказа No290-н расчетные стандарты времени на посещение, выверенные в соответствии со стандартами по таким документам, как:

  • приказ Минздрава СССР от 23.09.1981 N1000 «О мерах по совершенствованию орг-ии работы амбулаторно-поликлинических учр-ий» (Приказ N1000)
  • приказ No 290н Минздрава РФ,
  • статистические данные, полученные от аналитиков ВНИИ им. Н. А. Семашко.

Таблица 1. Сравнительные данные по нормам времени приема врачей специалистов на 1 посещение, мин.

Специальности

приказ Минздрава РФ №290-н

Расчетные данные, приказ Минздрава СССР

Данные от ВНИИ им Н.А. Семашко

семейный врач общей практики

18

врач-участковый терапевт

15

12

17,7

врач-педиатр

15

12

15,5

врач-невролог

22

12

15,6

врач-отоларинголог

16

7,5

13,3

врач-офтальмолог

14

7,5

13,6

врач-акушер-гинеколог

22

12

15,9

Норматив времени приема врача

Приказом No 1000 в СССР утверждались расчетные стандарты нагрузки для врачей, согласно которым можно было в итоге рассчитать и нормы времени приема врачей-специалистов. В последующем считалось, что эти цифры уже утратили силу.

В сравнительной таблице 1 представлены данные о нормативах времени, которые предварительно рассчитывались для использования в качестве средневзвешенных показателей при дифференциации и выделении долей участников в структуре посещений клиники. Цифры получилась путем подсчета количества взрослых пациентов и детей.

Типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

1. Типовые отраслевые нормы времени (далее – нормы времени) на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача- кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта (далее – врач- специалист), применяются при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

2. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих первичную специализированную медико- санитарную помощь в амбулаторных условиях.

а) врача-кардиолога – 24 минуты;

б) врача-эндокринолога – 19 минут;

в) врача-стоматолога-терапевта – 44 минуты.

4. Нормы времени на посещение пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60:70 % от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, установленных в медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее – медицинская организация), в соответствии с пунктом 3 настоящих норм времени.

5. Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием и с профилактической целью в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих норм времени.

6. В медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, нормы времени, указанные в пунктах 3 и 4, устанавливаются с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения путем суммирования поправочных коэффициентов норм времени.

а) плотность проживания прикрепленного населения выше 8 человек на кв. км: -0,05;

https://www.youtube.com/watch?v=userctctv

б) плотность проживания прикрепленного населения ниже 8 человек на кв. км: 0,05;

в) плотность проживания прикрепленного населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет не более 2,5 человек на кв. км: 0,15;

г) уровень заболеваемости населения выше на 20 % среднего значения по субъекту Российской Федерации: 0,05;

д) уровень заболеваемости населения ниже на 20 % среднего значения по субъекту Российской Федерации: -0,05;

е) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения выше 30 %: 0,05;

ж) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения ниже 30 %: -0,05.

2014 № 813н (зарегистрирован в Минюсте России 19:01:2015, регистрационный № 35569) и от 29:09:2016 № 751н (зарегистрирован в Минюсте России 25:10:2016, регистрационный № 44131)Приказ Минздравсоцразвития России от 23:07:2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован в Минюсте России 25:08:2010, регистрационный № 18247)

Затраты времени на посещение одного потенциального пациента у педиатра и офтальмолога, утвержденные новым Приказом No 290н, достаточно близки к данным, которые были получены вследствие аналитики статистики во время нормативно-исследовательской работы во ВНИИ им. Н. А. Семашко.

Различия между старыми данными и новыми нормами времени на приема пациентов врачами составляют меньше минуты. Однако нельзя не отметить и то, что увеличение норм времени на посещение потенциального пациента для оториноларинголога, рекомендуемое Приказом No 290н, по сравнению с аналитическими данными составляет целых 20%, а для невролога и гинеколога разница практически нереальна – целых 40%.

Стоит учесть, что такие глобальные изменения однозначно требуют переосмысления экономической оценки ситуации в медицине. Пока сложно предугадать, как отразится применение настолько новых норм времени на численности и количестве должностей врачей-специалистов в клиниках.

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст.4583), и пунктом 19 плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения”, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г.

приказываю:Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемые типовые отраслевые нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

МинистрВ.И.Скворцова

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации13 января 2017 года,регистрационный N 45216

УТВЕРЖДЕНЫприказомМинистерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 19 декабря 2016 года N 973н

Нормы времени приема врача: правовая база, особенности, примеры расчета

1. Типовые отраслевые нормы времени (далее – нормы времени) на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта (далее – врач-специалист), применяются при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

2. Нормы времени являются основой для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.

3. Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации)*:________________* Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.

2011 N 1664н “Об утверждении номенклатуры медицинских услуг” (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2012, регистрационный N 23010) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 28.10.2013 N 794н (зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013, регистрационный N 30977), от 10.12.2014 N 813н (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.

2015, регистрационный N 35569) и от 29.09.2016 N 751н (зарегистрирован в Минюсте России 25.10.2016, регистрационный N 44131).Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения” (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2010, регистрационный N 18247).

б) врача-эндокринолога -19 минут;

4. Нормы времени на посещение пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60-70% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, установленных в медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее – медицинская организация), в соответствии с пунктом 3 настоящих норм времени.

а) плотность проживания прикрепленного населения выше 8 человек на кв.км: -0,05;

б) плотность проживания прикрепленного населения ниже 8 человек на кв.км: 0,05;

в) плотность проживания прикрепленного населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составляет не более 2,5 человек на кв.км: 0,15;

г) уровень заболеваемости населения выше на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: 0,05;

д) уровень заболеваемости населения ниже на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации: -0,05;

е) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения выше 30%: 0,05;

ж) доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения ниже 30%: -0,05.

Расчет необходимой и достаточной численности должностей врачей амбулаторного приема

Расчеты необходимой и достаточной численности врачей амбулаторного приема, как правило, проводятся по стандартной методике нормирования труда. Источником расчета становится использование показателей двух групп данных: норм времени на прием  пациентов врачами и количества нормативных посещений. Опишем основные этапы расчетов.

Формула 1. Плановая функция врачебной должности(Ф)

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Ф = Б х k / t, (1)

где Б – годовой бюджет рабочего времени занимаемой должности медработника;

k – применяемый коэффициент использования рабочего времени врача (РВВ) на основную деятельность;

t – затраты РВВ на лечебно-диагностическое посещение в поликлинике, или же обращение в связи с заболеванием.

Коэффициент использования РВВ (k) напрямую зависит от того, что входит в составляющие временных норм приема пациентов врачами. Опыт нормирования трудовой деятельности медиков достаточно ясно показывает, что врач амбулаторного приема ежедневно из 6,5 ч рабочего времени при 6-дневной рабочей неделе около получаса затрачивает на работу, не связанную с диагностической деятельностью или лечением пациентов.

Например, время идет на служебные разговоры, необходимые совещания или конференции и т. д.  Следовательно, k = 0,923 x (6,5 — 0,5) / 6,5. Этот поправочный коэффициент обычно используется при любых режимах труда медработников и применим к любым из специальностей врачей амбулаторного приема. Исключение из правила – должность врача-фтизиатра. Для него поправочный коэффициент составляет 0,8.

Годовой бюджет РВВ — это объем времени работы специалиста на должности врача в году. При расчетах параметров годового бюджета РВВ отпуск должен быть исключен.

Формула 2. Расчет годового бюджета рабочего времени должности врача (Б)

Б = m x q – n – z, (2)

где Б рассчитывается по пятидневной рабочей неделе.

m – кол-во раб. часов в день при ежедневной работе;

q – кол-во рабочих дней в году;

n – кол-во часов сокращенного рабочего времени в выходные и предпраздничные дни;

z – кол-во раб. часов, приходящихся на отпускной период.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Как мы видим, результаты расчета плановой функции должности врача амбулаторного приема напрямую связаны с нормами времени на посещение, определенными Приказом No 290н. Это верно при любой продолжительности трудового отпуска, т. е. при использовании как основного, так и дополнительного отпусков. А значит, приказ определенно нуждается в пересмотре или издании дополнений к нему, чтобы новые нормы приема пациентов врачами не стали помехой к осуществлению непосредственно врачебной работе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все про болезни
Adblock detector